Неточные совпадения
— Будучи несколько, — впрочем, весьма немного, — начитан и зная Европу, я нахожу, что в лице интеллигенции своей Россия создала нечто совершенно исключительное и огромной ценности. Наши земские врачи, статистики, сельские
учителя, писатели и вообще
духовного дела люди — сокровище необыкновенное…
Основным противоположением для нас должно быть не схоластическое противоположение естественного и сверхъестественного, незнакомое греческим
учителям церкви, а противоположение естественного и
духовного.
Исцеление ли было в самом деле или только естественное улучшение в ходе болезни — для Алеши в этом вопроса не существовало, ибо он вполне уже верил в
духовную силу своего
учителя, и слава его была как бы собственным его торжеством.
Это — последователи Александра Добролюбова, «декадентского» поэта, который ушел в народ, опростился, стал
учителем духовной жизни.
Я, с своей стороны, могу только признать вас своим
учителем и отцом
духовным» [См. книгу В. А. Кожевникова «Николай Федорович Федоров», очень богатую материалами.].
— И ты по этим делам пошла, Ниловна? — усмехаясь, спросил Рыбин. — Так. Охотников до книжек у нас много там.
Учитель приохочивает, — говорят, парень хороший, хотя из
духовного звания. Учителька тоже есть, верстах в семи. Ну, они запрещенной книгой не действуют, народ казенный, — боятся. А мне требуется запрещенная, острая книга, я под их руку буду подкладывать… Коли становой или поп увидят, что книга-то запрещенная, подумают —
учителя сеют! А я в сторонке, до времени, останусь.
Но для того, чтобы убедиться в этом, мне пришлось пережить много тяжелых лет, многое сломать в душе своей, выбросить из памяти. А в то время, когда я впервые встретил
учителей жизни среди скучной и бессовестной действительности, — они показались мне людьми великой
духовной силы, лучшими людьми земли. Почти каждый из них судился, сидел в тюрьме, был высылаем из разных городов, странствовал по этапам с арестантами; все они жили осторожно, все прятались.
Лучшие молодые люди в том возрасте, когда они еще не испорчены жизнью и избирают карьеру, предпочитают деятельность врачей, технологов,
учителей, художников, писателей, даже просто земледельцев, живущих своим трудом, положениям судейским, административным,
духовным и военным, оплачиваемым правительством, или положению людей, живущих своими доходами.
Ведь стоит только человеку нашего времени купить за 3 копейки Евангелие и прочесть ясные, не подлежащие перетолкованию слова Христа к самарянке о том, что отцу нужны поклонники не в Иерусалиме, не на той горе и не на этой, а поклонники в духе и истине, или слова о том, что молиться христианин должен не как язычник в храмах и на виду, а тайно, т. e. в своей клети, или что ученик Христа никого не должен называть отцом или
учителем, стоит только прочесть эти слова, чтобы убедиться, что никакие
духовные пастыри, называющиеся
учителями в противоположность учению Христа и спорящие между собою, не составляют никакого авторитета и что то, чему нас учат церковники, не есть христианство.
Когда-то я мечтал о
духовной деятельности, воображая себя то
учителем, то врачом, то писателем, но мечты так и остались мечтами.
В последнее время Андрей Карпович сильно задался мыслью выйти из
духовного звания и занять штатное место
учителя в уездном училище. Мысль носить шпагу и треугольную шляпу приводила его в восхищение.
Оказалось, что он чуть ли не исключенный за непохвальное поведение из Троицкой
духовной академии, недавно вышел из больницы и, не зная, что начать, обратился с предложением услуг к Погодину. Михаил Петрович, обрадовавшись сходному по цене
учителю, пригласил его остаться у него и помог перейти без экзаменов на словесный факультет. Не только в тогдашней действительности, но и теперь в воспоминании не могу достаточно надивиться на этого человека. Не помню в жизни более блистательного образчика схоласта.
К рождеству мужики проторили в сугробах узкие дорожки. Стало возможно ездить гусем. По давно заведенному обычаю, все окрестные священники и дьячки, вместе с попадьями, дьяконицами и дочерями, съезжались на встречу Нового года в село Шилово, к отцу Василию, который к тому же на другой день, 1 января, бывал именинником. Приезжали также местные
учители, псаломщики и различные молодые люди
духовного происхождения, ищущие невест.
Оба они из
духовного звания, неудавшиеся попы. Фамилия
учителя — Астреин, а фельдшера — Смирнов. Оба холостые.
Учитель служит в Курше с осени; фельдшер же — второй год.
Но все это нужно было делать с разумною осторожностью, чтобы не отпугивать среду: в школу ходил также меламед [Меламед —
учитель еврейской
духовной школы.], и в известные часы, в промежуток между другими уроками, из классных комнат неслось тонкое, многоголосое жужжание.
Возвратившись от
духовной своей дщери, имевшей обыкновение во всех почти делах своих прибегать к пастырскому совету, ксендз Ладыслав тотчас же написал маленькую записочку к
учителю Подвиляньскому, в которой убедительнейше просил его пожаловать к себе в возможно скорейшем времени. Записка эта была отправлена с одним из костельных прислужников.
Учитель пения из семинаристов, болезненный, раздражительный, из неудавшихся священников, предназначавший себя к
духовной деятельности и вышедший из семинарии за какую-то провинность, зол за свою исковерканную жизнь на весь мир. Приюток он считает за своих личных врагов, и нет дня, чтобы он жестоко не накричал на ту или другую из воспитанниц.
Христианские
учителя духовной жизни постоянно говорят о греховных страстях и борьбе с ними.
— Благодарю вас за вашу доброту, — сказал монах брамину, — я, действительно, измучен продолжительным путешествием. Не имея собственности, я не могу вознаградить вас деньгами, но может случиться, что я буду в состоянии воздать вам каким-либо
духовным сокровищем из богатства знания, которое я приобрел, следуя учению Сакия Муни, блаженного великого Будды,
учителя человечества.
В старших классах учителями-наставниками были неизвестно какого происхождения Виттих и Перновский, вот этот самый «Фрошка», из
духовного звания, он же состоял и в надзирателях в дворянском пансионе.
Инспектор был из наших же
учителей,
духовного звания, как и директор; учил нас в первых двух классах латыни очень умело, хоть и по-семинарски; но, попав в инспекторы, сделался для нас «притчей во языцех», смешной фигурой полицейского, с наслаждением ловившего мальчуганов, возглашая при этом: «Стань столбом!» или: «Дик видом».
В Благосветлове все было очень своеобразно: и наружность, и тон, и язык, и манеры. Если он был из"
духовного"звания, то этого нельзя было сразу подметить в нем, но
учитель в нем сразу чувствовался из тогдашних радикалов.
Учили нас плохо,
духовное влияние
учителей было малое.
Мне лично гораздо симпатичнее был псаломщик посольской церкви, некий В., от которого я много наслышался о политике отца протоиерея. Псаломщик этот, бывший
учитель, порывался все назад в Россию. Его возмущало то, что он видел фальшивого и самодурного в натуре и поведении своего
духовного принципала. В моих «Дельцах» есть лицо, похожее на личность и судьбу этого псаломщика. Он кончил, кажется, очень печально, но как именно — в точности не припомню.
Нечего тебе рассказывать: к
духовному чину завсегда решпект имею, потому что вы наши пастыри и
учители, теплые об нас молитвенники, очищаете нас, окаянных, в бездне греховной валяющихся, ото всякие мерзости и нечистоты…
Учение о человеке отцов и
учителей церкви, учение о пути человеческом, которому научает нас жизнь и творения святых, отвечает не на все запросы человека в нынешнем его
духовном возрасте, знает не все человеческие сомнения и соблазны.
Но судьба душ связана с космическим развитием [Из
учителей церкви только Ориген, который признавал скрытый и
духовный смысл Св.
Но если Достоевский не может быть
учителем духовной дисциплины и
духовного пути, если «достоевщина», как наш психологизм, должна быть в нас преодолена, то он остается в одном отношении
учителем — он учит через Христа открывать свет во тьме, открывать образ и подобие Божие в самом падшем человеке, учит любви к человеку, связанной с уважением к его свободе.
Он воспитывался в Московской
духовной семинарии, в которой, по окончании курса, сделался
учителем поэзии, риторики и греческого языка.
Здесь проводил Александр Суворов большую часть своего времени один и с
учителем. Последний был из
духовного звания, человек умный и любознательный, учившийся вместе со своим феноменом-учеником, едва успевая догонять его в познаниях. Мальчика нельзя было иногда по целым дням силою оторвать от книги или от листа бумаги, на котором он собственно чертил планы сражений.
Вся иерархия умственного труда от высших представителей
духовного творчества до самых скромных представителей трудовой интеллигенции, вроде народных
учителей, отвергается с злобным чувством.
Вторая отвергает всякую
духовную иерархию и, подобно протестантским церквам, имеет у себя
учителей не рукоположенных, избранных общиной, но тем разнствует от протестантов, что эти отвергают иерархию по принципу, а беспоповщина лишь по факту.